Гиппократ - основатель древней медицины
2. Деонтологические взгляды Гиппократа

3. Принцип " не навреди "( модель Гиппократа)

4. Литература

1. Гиппократ – основатель древней медицины

Родился в 460 году до н. э. и жил в эру расцвета древнегреческой культуры. Вотан из основателей древней медицины. За собственный большой вклад в формирование медицины Гиппократ был наречён папой медицины.

Родился он в городке Меропис, на полуострове Кос. Отец Гиппократа происходил из рода асклепиадов( докторов). Он же и был главным учителем Гиппократа в области медицины. Но Гиппократ не ограничился познаниями, приобретёнными у собственного главного наставника. Став после погибели собственных родителей странствующим доктором - периодевтом( в их повинности в частности вступало исцеление скудного народонаселения) он немало путешествовал по почтивсем греческим городкам, а втомжедухе Малой Азии. Это отдало вероятность Гиппократу обладать необъятную докторскую практику и запастись большущий эксперимент, общий им в облике мед сочинений. Часть данных сочинений дошла до нашего времени в так именуемом " Гиппократовом сборнике ". С особенным почтением к Гиппократу относились врачи Эллады и Фессалии.

Вообще вопрос о том, какие труды оставил после себя Гиппократ, до сих пор совсем не решён. Согласно обычаям такого времени врачи не подписывали собственных сочинений, и все они со порой оказались неизвестными. Первый приемник трудов древнегреческих докторов был составлен немало лет спустя после погибели Гиппократа в iii в до н. э. в знаменитом александрийском помещение рукописей. По велению Птолемея со только света свозились в Александрию рукописи экспертов, какие систематизировались в сборники, изучались, переводились и переписывались. Среди 700 тыщ свитков было 72 мед сочинения, написанные по-гречески. Все они были неизвестными: деяния не сохранила ни 1-го подлинника, в котором было бы замечено авторство Гиппократа или остальных докторов Древней Греции классического периода. Около 300 до н. э. мед рукописи были соединены в " Гиппократов приемник ". Таким образом александрийские эксперты сохранили для отпрысков сочинения Гиппократа и остальных греческих докторов живших в v - iii века до н. э.

У Гиппократа было два сына Фессал и Дракон. Они работали с папой, под его конкретным управлением и воздействием. Часть работ " Гиппократова сборника " написана ими.

Гиппократ скончался по одним источникам в возрасте 83, а по иным - 104 лет. Похоронен в Лариссе Фессалийской. Местные обитатели чрезвычайно почитали его могилу и ещё во ii в н. э. демонстрировали путникам.


2. Деонтологические взгляды Гиппократа

Велики награды Гиппократа в становлении деонтологических принципах зарождающейся научной медицины. После погибели ученого прошло наиболее 23 веков, и ежели о особых работах большого грека, к огорчению, знают не почтивсе врачи, то о принципах клятвы Гиппократа, кпримеру, знает практически всё народонаселение. В период развития научной медицины " обет " появилась типичным уставом новейшего поколения докторов, порвавших связи с храмовой медициной жрецов. Но сразу она сводила докторов такого времени в борьбе со знахарями, лжеврачами, шарлатанами. Положение данной " клятвы ": "... ориентировать режим нездоровых к их выгоде соответственно с моими мощами и моим разумением, воздерживаясь от причинения каждого ущерба и несправедливости " остаётся незыблемым в настоящее время.

В наш век, когда раздаются гласа о дегуманизации медицины, вособенности актуально звучат слова " клятвы " о докторской тайне: " Чтобы при лечении - а втомжедухе без исцеления - я не увидел или не услышал относительно жизни человеческий из такого, что не следует когда-нибудь раскрывать, я умолчу о том, полагая такие вещи секретной ". Этой же проблеме приуроченык такие работы Гиппократа, как " Закон ", " О докторе ", " О благоприличном поведении ", " Наставление ". В статье " Закон ", выступая против посредственности в медицине, он писал о докторах, что " по званию их немало, на деле же - как невозможно наименее ". В работе " О докторе ", указывая на надобность аргументированности, обоснованности суждений доктора у кровати болезненного подмечал, что "... скорость и чрезмерная подготовленность, даже ежели случается очень могутбытьполезны, презираются ".

Говоря о необходимости проф подготовки доктора и ущербе невежд в данной области, Большой ученый писал: " А постыдно чрез операцию не добиться такого, что желаешь ". В подготовке доктора он главное интерес уделял не технической стороне проведения операции, а диагностическому процессу в деятельности доктора. " Только тот кто станет обладать познания признаков верно приступит к хирургии ".

В работе " О благоприличном поведении " Гиппократ произносит не лишь о правилах поведения доктора в сообществе, но и о расположении медицины в системе остальных наук и связи медицины с философией. " Ведь доктор философ равен всевышнему. Да и мало в самом деле различия меж мудростью и медициной и всё, что ищется для мудрости всё это имеется и в медицине, а конкретно: пренебрежение к деньгам, совестливость, застенчивость, простота в одежде, почтение, мнение, решительность, опрятность, Обилие идей, познание только такого, что здорово и нужно для жизни, антипатия к пороку, отречение суеверного ужаса перед богами, священное преимущество. То, что они имеют, они имеют против невоздержанности, против корыстолюбивой и нечистой профессии, против непомерной жажды покупки, против алчности, против хищения, против бесстыдства... "

Долгое время идёт полемика( длится она и вданныймомент): к чему относится врачевание, к науке или искусству? Со всей определенностью уже тогда отметил, что врачевание может начинать вправду художеством после долговременной, целенаправленной, неизменной учебы и тщательной работы. " Поэтому обязано вообщем торчать на том, что вправду проистекает, и учиться данными делами большое время, ежели кто желает купить себе эту легкую и безошибочную дееспособность, которую мы зовём врачебным художеством. Ведь она принесёт наибольшую выгоду, как нездоровым, так и тем, какие занимаются с ними. И не необходимо стыдиться разузнавать от обычных людей, ежели что покажется полезным для удобства исцеления, ибо я размышляю, что всё художество в целом так было найдено, что наблюдался конец в каждом единичном случае и всё было сведено к одному и тому же выводу. Поэтому обязано направлять интерес на случайные происшествия, какие видятся на каждом шагу, и делать дело с пользою и тактом, а не с предвозвещанием и аналогиями во время самого деяния ".

В рекомендациях для докторов Гиппократ высказался и за надобность коллегиальных решений вопросов диагноза и исцеления затруднительных случаев. Он писал, что нет ничто постыдного в том, что доктор испытательный препятствие в диагностике и лечении просит собрать консилиум. Словно к будущим поколениям обращены его слова: " Я с клятвою заверяю, что никогда порицание доктора, обязано разжигать зависти иного, это означало бы представить свою бессилие... ".

Важное пространство в сочинениях Гиппократа отводится научной работе доктора. Он напрочь отклоняет дилетантский подъезд к способности научных открытий и заявляет смысл исторического исследования такого или другого вопроса. " А мне видится, что рвение и задачка познания состоит в том, чтоб находить что-то ещё не найденное, то конкретно, что будучи открытым, немало лучше неоткрытого, а втомжедухе буквально доводить, до конца изготовленное наоднувторую ". И дальше: "... в медицине уже с старинного времени всё имеется в наличии, в ней найдены и правило, и способ при посредстве которых в продолжении продолжительного времени почтивсе и красивое беспрепятственно, и прочее вдогон за данными станет беспрепятственно, ежели кто-либо, будучи серьезно приготовленным и зная уже открытое, устремится, исходя из этого к изучению. Напротив, тот, кто, отвергший и презревший всё это, приступает к новому пути или методике искания и заявляет, что он открыл что-то, как сам обманывается, так и остальных лжет, да и в самом деле это нереально ".

Ещё совершенно нетакдавно в период переломных моментов развития медицины, когда свой подлинный материал не мог быть объяснён господствующими теориями медицины, а передовые заслуги не осваивались по субъективным или беспристрастным факторам, пессимисты от медицины провозгласили призыв: " Назад к Гиппократу ". Нельзя признать и призыв оптимистов: " Вперёд с Гиппократом ". Не дорожить разум, не опознавать и не применять заслуги отдельных личностей - опечатка, недешево обходящаяся социуму, но обожествлять какую-либо личность в хотькакой ветви человеческих познаний не наименее вредоносно, ибо это удерживает поступательное формирование сообщества, обязует его на застой. Поэтому мы с совершенным базой можем заявить, что заслуги прошедших поколений имеютвсешансы и обязаны быть лучом, направленным в будущее.


3. Принцип " не навреди "( модель Гиппократа)

Более 25 веков в европейской культуре создавались, сменяли друг друга разные морально-этические взгляды, критерии, советы, сопровождавшие многовековое наличие вселенской медицины. Возможно ли в этом обилии вычленить подходы, имеющие непреходящее смысл для современного доктора? Если мы обозначим все обилие врачебного нравственного эксперимента мнением " биомедицинская этика ", то обнаружим, что сейчас она есть в 4 формах или моделях: модели Гиппократа, модели Парацельса, деонтологической модели и в облике биоэтики, которая в свою очередность представлена 2-мя формами - либеральной и консервативной. Исторические индивидуальности и логические основания всякой из моделей определяли развитие и выработку тех нравственных принципов, какие сочиняют сейчас ценностно-нормативное содержание современной биомедицинской этики.

Исторически первой формой докторской этики были нравственные взгляды врачевания Гиппократа( 460-377 гг. до н. э.), изложенные им в " Клятве ", а втомжедухе в книжках " О законе ", " О докторах " и др. Гиппократа именуют " папой медицины ". Эта черта не случайна. Она укрепляет появление проф докторской этики.

В старых культурах - вавилонской, египетской, иудейской, персидской, индийской, греческой - дееспособность человека лечить свидетельствовала о его " священной " избранности и определяла элитное, как правило, жреческое состояние в сообществе.

Например, первые вавилонские врачи были жрецами, и главными средствами исцеления были ритуалы и мистика. Первый египетский доктор Имхотеп( 2830 г. до н. э.) - жрец, который потом был обожествлен, и церковь в его честь в Мемфисе был сразу и госпиталем, и мед школой. Медицинская практика была необыкновенным правом волшебников Персии и брахманов Древней Индии. Исследователи подразумевают, что отец Гиппократа был одним из жрецов Асклепия - господа медицины в древнегреческой цивилизации.

Становление греческой светской медицины было соединено не лишь с воздействием оптимального познания и накоплением эксперимента врачевания, но и с принципами демократической жизни городов-государств Древней Греции. Освященные и необсуждаемые права врачующих жрецов равномерно, но неизбежно заменялись нравственными проф гарантиями и обещаниями лекарей перед пациентами. Так, в Клятве Гиппократа были впервыйраз сформулированы и выписаны повинности доктора перед нездоровыми, перед своими сотрудниками по ремеслу.

Гиппократ писал: " Клянусь Аполлоном доктором, Асклепием, Гигией и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в очевидцы, выполнять правдиво, поэтому моим мощам и моему разумению, последующую клятву и письменное обязанность: полагать научившего меня врачебному искусству вровень с родителями, распределяться с ним достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство полагать своими братьями, и это художество, ежели они захотят его учить, вдохновлять им бесплатно и без каждого контракта; наставления, устные уроки и все прочее в учении докладывать собственным сыновьям, сыновьям собственного учителя и воспитанникам, связанным обещанием и клятвой по закону мед, но никакому иному. Я направлю режим нездоровых к их выгоде соответственно с моими мощами и моим разумением, воздерживаясь от причинения каждого ущерба и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для аналогичного плана; буквально так же я не вручу никакой даме абортивного пессария. Чисто и свято буду жить я свою жизнь и родное художество. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной заболеванием, предоставив это людям, занимающимся этим занятием. В какой-никакой бы дом я ни вошел, я войду туда для полезности болезненного, будучи отдален от только сознательного, неправедного и пагубного, вособенности от амурных дел с дамами и мужчинами, вольными и рабами.

Что бы при лечении - а втомжедухе и без исцеления - я ни увидел или ни услышал относительно жизни человеческий из такого, что не следует когда-нибудь раскрывать, я умолчу о том, полагая такие вещи секретной. "

Практическое известие доктора к больному и здоровому человеку, вначале направленное на заботу, содействие, помощь, непременно является главный чертой проф докторской этики. То, что потом, в христианской морали, будет безупречной нормой дела человека к человеку - " люби близкого собственного как самого себя ", " любите противников ваших "( Мф. 5, 44) - в проф докторской этике является настоящим аспектом и для выбора профессии, и для определения меры врачебного художества.

Нормы и взгляды поведения доктора, определенные Гиппократом, являются не элементарно отражением специфичных отношений в конкретно-исторической эре. Они заполнены вхождением, обусловленным целями и задачами врачевания, самостоятельно от места и времени их реализации. В силу этого, некотороеколичество изменяясь, они работают и сейчас, получая в том или другом этическом акте, будь то " Декларация ", " Присяга " и т. п., собственный манера, необыкновенную форму выражения.

Примером акта, сделанного в режиме " модели Гиппократа ", является " Клятва русского доктора ", принятая 4-й Конференцией Ассоциации докторов России в ноябре 1994г.:

" Добровольно вступая в мед общество, я празднично зарекаюсь и даю письменное обязанность посвятить себя служению жизни остальных людей, всеми проф средствами устремляясь удлинить ее и изготовить лучше; самочувствие моего пациента постоянно станет для меня высшей заслугой.

Клянусь непрерывно улучшать мои мед знания и врачебное дело, дать все познания и силы охране здоровья человека, и ни при каких обстоятельствах я не лишь не применяю сам, но и никому не позволю применять их в вред нормам гуманности.

Я зарекаюсь, что никогда не позволю суждениям собственного, религиозного, государственного, расового, этнического, политического, экономического, общественного и другого немедицинского нрава стать меж мною и моим пациентом.

Клянусь тотчас показывать неотложную мед содействие любому, кто в ней нуждается, пристально, внимательно, почтительно и объективно касаться к собственным клиентам, сохранять тайны доверившихся мне людей даже после их погибели, обходиться, ежели этого требуют интересы врачевания, за советом к коллегам и самому никогда не отвергать им ни в совете, ни в благородной поддержке, сберегать и совершенствовать благородные традиции мед общества, на всю жизнь сберечь признательность и почтение к тем, кто обучил меня врачебному искусству.

Я обязуюсь во всех собственных деяниях управляться этическим кодексом русского доктора, этическими требованиями моей ассоциации, а втомжедухе международными нормами проф этики, исключая не признаваемое Ассоциацией докторов России состояние о допустимости пассивной эвтаназии. Я даю эту присягу вольно и искренне. Я исполню врачебный долг по совести и с плюсом. "

Ту дробь докторской этики, которая разглядывает проблему взаимоотношения доктора и пациента под углом зрения соц гарантий и проф обещаний мед общества, разрешено именовать " моделью Гиппократа ". Совокупность же советов, какие воспринимает мед общество, осознавая свою необыкновенную включенность в общественную жизнь, является принципами, заданными этикой Гиппократа. Речь идет об обещаниях перед учителями, сотрудниками и учениками, о гарантиях непричинения ущерба, оказания поддержке, проявления почтения, верности, об отрицательном отношении к эвтаназии, абортам, об отказе от интимных связей с пациентами, о заботе о полезности болезненного, о докторской тайне.

Среди перечисленных принципов основным для модели Гиппократа является принцип " не навреди ". В " Клятве " говорится: " Я направлю режим нездоровых к их выгоде соответственно с моими мощами и моим разумением, воздерживаясь от причинения каждого ущерба и несправедливости " В культурно-историческом контексте этики Гиппократа принцип " не навреди " фокусирует в себе гражданское кредо врачебного сословия, ту начальную профессиональную гарантию, которая может рассматриваться как ограничение и базу его признания социумом в целом и каждым человеком, который полагается доктору ни немало, ни недостаточно - свою жизнь.

Литература

Большая Советская Энциклопедия, второе издание, том 11, 1952 года.

“История Медицины”, Т. С. Сорокина, 1992 год.

Журнал “Клиническая медицина”, № 7 за 1986 год.

Врачи – философы”, С. Я. Чикин, 1990 год.